Аланы

Период с III в. до н.э. по III в. н.э. на Северном Кавказе называют «Сарматским временем». По данным археологии и античных письменных источников, родиной сарматских племен являются приволжские и приуральские степи. Из древних авторов Геродот первым дает описание савроматских племен (ранних сарматов), рассказывает легенду об их происхождении от браков скифов с женщинами-воительницами-амазонками. Сарматская этническая общность состояла из целого ряда близкородственных племен (аорсы, басилы, сираки, аланы и др.). На рубеже V-IV вв. до н.э. начинается массовое передвижение сарматских племен на запад, стимулируемое экономическими потребностями экстенсивного кочевнического хозяйства и развитием новых социальных институтов — оформлением, так называемой, военной демократии. Войны для сарматской конфедерации становились теперь средством расширения территории, захвата скота и рабов. Имея тяжеловооруженную конницу (у скифов, например, главным оружием были лук и стрелы, а сарматские конники были вооружены еще и длинными мечами и копьями), сарматы уже на рубеже IV-III вв. до н.э. представляли самую грозную силу Евразийских степей. Экспансии сарматских племен подверглись многие регионы, в том числе и Северный Кавказ.

Нынешняя территория Карачаево-Черкесии, как для киммерийцев, скифов, так и для сарматских племен, являлась перевалочным пунктом в закавказские страны. Сарматы, «живущие земледелием», по Страбону, осваивали древнекавказские формы хозяйствования, смешиваясь с местным населением. Памятники сарматской культуры обнаружены в Малом Карачае, Хурзуке, у ст. Сторожевой, на городище Адиюх и др. местах. Наличие в них элементов местной (кавказской) и пришлой, сарматской культур (инвентарь, погребальные сооружения и т.п.) свидетельствуют о довольно таки мирном сосуществовании сарматов с автохтонами.

В 40 — 49-е гг. разразилась война между Римом и босфорским царем Митридатом. Сарматы к тому времени представляли собой раздираемую внутренними противоречиями племенную конфедерацию. Этим чрезвычайно умело воспользовались римляне и босфорский царь. За первых выступили сарматы-аорсы, Митридата поддержали сираки. В результате чего одно из мощнейших сарматских племен-сираки почти полностью были разгромлены, а аорсы, хотя и оказались на стороне победителей, также были ослаблены. Ослабление сираков и аорсов привело к тому, что господствующее положение в сарматском союзе племен захватывают Аланы. По этому поводу римский автор IV в. н.э. Аммиан Марцелин писал, что «они (аланы) подчинили себе все (сарматские) племена и распространили на них свое название». Уже в I в. н.э. Сенека-младший, один из современников императора Нерона представляет алан, как врагов империи на Дунае. Другой античный писатель Лукан (ум. 39 г. н.э.) знал алан, как обитателей Кавказа. Иверские- грузинские цари старались иметь алан в качестве лояльных северных соседей и союзников в борьбе с Арменией и Парфией. Подтверждением тому является то, что мать знаменитой грузинской царицы Тамары была аланской княжной(рядом с нынешним городом Карачаевском находится некрополь царицы Тамары). Главный проход через Кавказ в то время уже получил название Дар-и-Алан — ворота алан. Не раз в 35 и 72 гг., в 134, 213гг. н.э. проходили через них в свои закавказские походы аланские конники. Высока была политическая значимость алан и в Северном Причерноморье. Так, на Босфоре содержался целый штат переводчиков для сношений с аланами.

Тюркские племена Болгарской группы (болгары и хазары), по мнению большинства ученых, так же сыграли существенную роль в формировании карачаевцев. Наличие их на Кавказе зафиксировано письменными источниками уже с первых веков нашей эры. Сирийский автор III в. сообщает, что отдельные группы болгар были на Кавказе еще во II в. до н.э., в правление армянского царя Аршака (131-118 гг. до н.э.). О том, что болгары обитали на Северном Кавказе пишет греческий Хронограф — источник 354 г. Здесь они жили по соседству с тюрками сабирами и аланами. В 70-е годы 4 в. н.э. основная масса болгар была вовлечена в так называемое «Великое переселение народов», которое возглавили Гунны. Китайские источники сообщают, что уже в III в. до н.э. существовал крупный гуннский племенной союз. Он делился на две части — восточную и западную — и состоял из 24 племен. Восточные гунны обитали у пределов Китая, а территория западных гуннов тесно соприкалась с владениями сармато-аланских племен. Около 370 года н.э. гунны, перейдя Волгу, сломили сопротивление алан, часть которых присоединили к себе, а другую часть оттеснили далее на запад и в горные районы Северного Кавказа. Ушедшие на запад аланы дошли до Франции, Испании и Африки. На территории нынешних Алжира, Марокко и Туниса ими было создано Алано-Вандальское государство. Оттуда на кораблях они совершали набеги на Рим, способствуя тем самым крушению рабовладельческого строя. Впоследствии аланы ассимилировались в среде местных племен, на картах которых и сегодня существуют топонимы (географические названия), в которых сохранился этноним «алан».

Во Франции, например, существовало герцогство Алансон. В Испании одна из провинций называется Каталония.
Испанский этнограф Хосе-Мануэль Гомес-Табанера отмечает, что аланы принимали участие в этногенезе испанцев.

Отступившие в горные районы аланы заняли весь Центральный Кавказ от Лабы до Чечни и Ингушетии.
Одним из типичных археологических памятников алан того времени на территории Карачаево-Черкесии является Байтал-Чапханское катакомбное погребение IV-V вв. у горы Эльбурган. У всех погребенных были искусственно деформированы черепа. Это достигалось тем, что новорожденному туго стягивали повязками голову и она становилась продолговатой. Такая традиция (т.е.искусственная деформация черепа) была распространена на всей территории алан в ранний период их истории. Кроме того, в неглубоких ямках совершались жертвенные погребения: черепа и конечности лошади. Этот обряд исследователи сопоставляют с подобными в Европе, в частности, на острове Борнхольм (Дания) и связывают его с аланами периода Великого переселения народов. В дальнейшем верхнекубанские аланы перешли от катакомбного обряда погребения к захоронению умерших в каменных сооружениях, свойственных местным племенам. Такая традиция сохранялась у карачаевцев вплоть до ХVII-ХVIII вв. Данные об аланах, населяющих верховья Кубани и Зеленчуков имеются в раннесредневековых письменных источниках. По сообщению Византийского автора VI в.н.э. Менандра, владения аланского правителя Сароя находились в верховьях р. Кофина (Кубани), недалеко от Апсилии (Абхазии). Другой автор VI в.н.э. Прокопий Кессарийский, также помещает царство алан по соседству с Абхазией.

Выше говорилось, что в IV — начале V в. Северный Кавказ входил в империю Аттилы. Позднее регион подпал в зону влияния Западно-Тюркского каганата (570-630 гг.). А в 630 году, с распадом последнего, возникли Болгарское царство и Хазарский каганат. Однако царство болгар, располагавшееся в степях Предкавказья и Приазовья, просуществовало недолго. Как сообщают древние хроники, оно ненадолго пережило своего основателя Кубрата, умершего в годы правления византийского императора Константина II (641-668 гг.). После смерти отца болгарские царевичи, увлекшись борьбой за престолонаследие, не сумели противостоять хазарам. Несмотря на близость языка, культуры и этнического состава, хазары и болгары враждовали между собой, так как соперничали за гегемонию в регионе. Это особенно усугублялось тем, что эти государства возглавляли враждовавшие между собой, еще со времен тюркского каганата, роды Дуло (Болгария) и Ашина (Хазария).

Это время является периодом тесных этнокультурных связей западных алан с Болгаро- Хазарскими племенами. Кроме того, Алания в VIII в. первой половине X вв. входила в состав Хазарского каганата. Правящая верхушка Хазар исповедовала иудаизм. Карачаевцы до сих пор называют субботу шабат кюн. После поражения от монгол Хазары вошли в состав Золотой орды и отошли в Крым. Их влияние на Алан было утрачено.

Рубеж X-XI вв. — время создания и расцвета на довольно обширной территории (от Лабы до Терека) единого аланского государства, объединившего западокавказских и восточнокавказских алан ( http://www.travelvlad.com/index.html?page=1563222669&PHPSESSID=d9aa066681c5f65b027365ca3ace8950 ). Средневековые письменные источники свидетельствуют о том, что территория Алании отличалась высокой плотностью населения. В верховьях Кубани, Зеленчуков и Лабы в настоящее время зафиксировано более 40 крупных городищ и селищ. Эта территория, являющаяся западной частью Алании, вполне оправдывает характеристику, данную арабским путешественником Масуди владениям аланского царя: «когда утром в одном месте запоют петухи, им отвечают другие из отдаленных частей царства ввиду близости селений». Действительно, как показывают данные археологии, раннесредневековые поселения на территории Карачаево-Черкесии, особенно по долинам рек, тянулись почти непрерывной цепью. Расстояние между ними иногда не превышало двух-трех километров. С переходом к оседлому образу жизни аланы развивали скотоводство и земледелие на основе местных традиций. На полях алан возделывались просо, пшеница, ячменнное зерно. Масуди (X в.) в этой связи отмечал, что земля алан хорошо возделана. Множество жерновов, зернотерок, серпов найдено при раскопках аланских поселений.
Большое значение имело домашнее скотоводство с использованием яйлажного способа откочевки на высокогорные пастбища, так же перенятое у местных племен. На горных отгонных пастбищах строились летние становища — коши, иногда с мощными каменными укреплениями. Так, в районе поселка Узун-Кол в Приэльбрусье были найдены строения из камня с очагом, с загоном для скота, защищенные рвом и башней из крупных подтесанных глыб камня.С первых веков своей истории аланы были и хорошими мастерами-ремесленниками. Массовое производство железных орудий опиралось на местную рудную базу. На исторической территории Алании выявлено немало средневековых следов выработок и плавки железной руды. Сыродутные печи найдены на Нижнеархызском городище. Следы гончарного ремесла и обжиговые печи обнаружены у ст. Исправной и др. местах. Шапух Багратуни писал: «Эта страна полна всяческих благ, есть в ней много золота, великолепных одеяний, благородных коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородных камней».

К началу XI века, наряду с материальной культурой, в Алании больших высот достигла и духовная культура. Во многом развитие духовной культуры было связано с христианизацией края, проводимой могущественными соседями — Грузией (на юго-востоке) и в большей степени Византией (на западе). По сей день, совершенные по стилю и пропорции, христианские храмы стоят немыми свидетелями той эпохи. Это Шоанинский храм у г. Карачаевска, Сентинский — над а. Сынты (современная Нижняя Теберда) и храмы в Нижнем Архызе (Нижнеархызское городище). Исследователями установлено, что карачаевцы и балкарцы в течение длительного времени, сохраняли и сохраняют элементы культуры своих аланских предков: в формах предметов быта, украшений, орудий труда, в орнаменте, элементах одежды, в лексике. По сей день только карачаевцы и балкарцы сохраняют этноним «алан» при обращении друг к другу.

<< назад далее >>


URL документа: http://site.ru/karachay/about_karachay3/karachay/about_karachay3