Верхний Баксан-Ирахиктюз. Встреча команды БАСК у базы МЧС

В этом году исполнялось 180 лет первому восхождению на Эльбрус по северному склону, совершённому Киларом Хашировым в составе экспедиции генерала Эммануэля и мне весной пришло приглашение поучаствовать в данном мероприятии.

Но так как я только в том году 2 раза восходил на Гору Счастья, мне хотелось разнообразить свою программу и пройти там, где мы не ходили. А ходили мы от Азау и со стороны Кисловодска несколько раз. Меня поддержал мой друг Лёха и мы стали выбирать маршрут.

Благодаря Андрею ПТГ и описаниям маршрута, данными двумя действительными членами Русского Географического общества (РГО) Стасенко Владимиром и Токаревым Вячеславом, мы решили выйти из Верхнего Баксана с целью пройти по древним историческим местам Кыртыка, Субаши, перевалить через перевал Джикаугенкёз, выйти на ледовое озеро Джикаугенкёз, взойти на легендарный Пик Калицкого, форсировать несколько речек, посетить немецкий аэродром и таинственные Грибы и выйти на точку в место слёта членов команды БАСК на плато Ирахиктюз у базы МЧС , а далее по ситуации...

По правде говоря, мы хотели идти сначала через Ирик, Ирикчат к Пику Калицкого и далее, но нам категорически запретили этот маршрут в нашем Электростальском Клубе Туристов (ЭКТ) парнями, исходившими весь Эльбрус и давшими имя одному из перевалов. По Ирикчату рекомендовано сходить и Эльбруса, а не идти к нему.

Перевал нам рекомендовали Джикаугенкёз (Чаткара), а не Балык и уж точно не Ложный Балык но мы то люди, привышие всё проверять , поэтому в описаних маршрута нашли характеристики: "Перевал Балык (1Б*, 3550 м, сн.-ос., 5, рис. 44б). Подъем на седловину этого перевала со стороны Субаши не представляет сложности. Под него подходит проложенная геологами дорога из долины Кыртыка. Рядом сохранились остатки зданий. Спуск на запад идет по крутой осыпи, переходящей в снежно-ледовый склон (35°), где есть скрытые трещины. Логичность его прохождения сомнительна.

Перевал Джикаугенкёз (1 А, 3520 м, сн.-ос., 6, рис. 5, 44б) расположен в хребте Кыртык рядом с вершиной Чаткара, в северо-восточном ее гребне. Соединяет долину Кыртыка с истоками Малки. Ведет из верховьев р. Субаши на снежную долину Джикаугенкёз. Впервые описан московскими туристами (Г. Гринчар) в 1956 г. Освоен туристами после прохождения В. Ифраимовым в 1975 г. Второе название перевала - Чаткара. Данных о первопрохождении не сохранилось." Доверившись временнОму графику впоследствии во время прохождения маршрута убедились что темп дан довольно ишачный в конце, а возможно мы просто перепутали понятия "время от В.Баксана" и "ходовое время". В общем как люди ходившие и более-менее дружащие со спортом стали придерживаться графика, но на второй ходовой день и по причине непогоды решили, что торопиться нам всё равно некуда, да и раньше другой основной группы прибывать на место встречи на плато Ирахиктюз и ждать тоже нам не к чему.

Но это всё будет у нас впереди, а пока в итоге длительных переговоров и переписок был выработан такой план приключения:

  1. Основная группа собирается в Кисловодске на вокзале, тусит там, грузится в ГАЗ-66 и следует на плато Ирахиктюз к базе МЧС.
  2. Наша группа собирается в Нальчике, добирается на такси до В. Баксана и выходит на маршрут с целью взять Пик Калицкого, подойти в заданную точку встречи у МЧС. Наша группа в составе 3х человек решила собраться в Нальчике, потому что у меня были дела в Нальчике и мои друзья подъехали туда на поезде.
  3. В точке встречи мы должны были провести официальную часть мероприятия в честь 180-летия первого восхождения на Эльбрус с вручением памятных ништяков и по плану наша группа должна уходить на Хурзук, а желающие могли совершить восхождение на Восточную Вершину и вернуться в Кисловодск, а оттуда разъехаться по домам с чуйством глубокого удовлетворения.
  4. Мы должны были из Хурзука выбираться в наш любимый Пятигорск и там вкушать радости жизни/минеральные воды и наслаждаться красотами и Провалами всякими ништяковыми. А также радоваться, что есть время просто качественно протусить до нашего поезда. В общем собирались оттянуться как полагается людям измученным и прочищенным мощными эльбрусскими нарзанами в Джилы Су.

План то планом, но на то он и план, чтобы не сбыться...

Итак, так как связи на маршруте нет , мы всё обговорили заранее 28 тысяч раз.

Я завершил свои дела в Нальчике, параллельно обозревая местные ущелья и красоты, дождался своих друзей и мы утром выехали на такси из достопочтимого города-курорта. Вернее хотели выехать, потому по кавказкой традиции такси опоздало на 50 минут как положено.


По дороге до В.Баксана были замечено усиленное патрулирование гаишниками. До этого бывая в этих местах , мы никогда не видели такого количества этих товарищей. Водила решил ехать по правилам. В итоге скрипели с кавказскими шутками-прибаутками за любым трактором не обгоняя. Кое-как доехали с божьей помощью, разгрузились, попутно отвечая монотонно: Не знаем нихрена. К магазину вроде!-на вопросы таксиста "Куда ехать?". Почему было столько ментов узнали потом только от МЧСников.

Подъехали к магазину, встретили манерно вкушающих лимонад парней с обгоревшими под ласковым солнышком и облезшими мордасами. "Наши люди!" - подумали мы. Но странно почему то пьют водичку, а не пиво. Ну раз сидите попусту, то сфотьте чтоли нашу доблесную мегагруппу на выходе на маршрут! "Не ферштейн!" - услышали мы в ответ. На что с языка чуть не сорвалось "Гитлер-капут!", которое обычно произносится в таких случаях. Оказались какието немцополяки.

Но ничего-сфотографировались, затарились водичкой напоследок и попёрли вверх солнцем палимые. Вот тут было пока очень жарко. Мы ещё не знали как нам повезло. (Режим КТО в Верхнем Баксане объявлен 30го. Вовремя вырвались! А то бы куковали в Нальчике или ещё хрен знает где).

...Прём мы прём, а навстречу братья туристы альпинисты сходят. Здороваемся, общаемся накоротке как положено в горах. Всё чинно-благородно-радушно-позитивно. Идём красоты обозреваем. Рюкзачки поскрипывают, пот льётся. В общем красота! Встали в режим: 45 минут идём/5 минут курим.

Виды конечно по пути классные. Коровы Эльбрусские и кони всякие пасутся свободно без намёка на людей. Правда один раз попали к середине дня под огромное стадо овец-баранов разнообразных с чабанами и собаками всякими. Перекинулись с мужиками парой фраз, всё нормально. Прошли сосенки, кош, ручейки-всё прям как по карте. Жара прекратилась после обеда и как положено пошёл дождик. Я накинул дождевик на себя и рюкзачок. Но этого дождевика хватило ненадолго из порывов ветра. Поэтому на дождевике и вообще укладке-раскладке хочу остановиться подробно.

С опытом хождения с рюкзаком пришло чёткое понимание о минимизации всего по максимуму. В этот раз процесс осложняло то, что у меня были дела в Нальчике и нам нужна была цивильная одежда и по приходу в Пятигорск. Поэтому к походной одежде и снаряжению добавлялся комплект одежды человеческого типа. Обычно для сбора рюкзака и выбора всего что я беру с собой я использую электронные весы. Так по всему: по вещам, снаряжению и еде. Поэтому для минимизации взял дождевик из полиэтиленовой плёнки. Он лёгкий и компактный. Но совершенно не приспособлен к ветру и холоду как в этом году. В том году ходил без кошек на Пик Калицкого от Джилы Су, поэтому не взял кошки и в этот раз, о чём пожалел. Это была вторая ошибка. В этом году было столько снега, тумана, дождя и ветра, что пожалел откровенно и о лёгком дождевике и о кошках, которые мирно оттопыривались в мягком диване на 8м этаже у меня дома. Еды было как обычно в самый раз для похода. Я беру только сублимированную говядину, хлопья гречки, витамины, орехи, сухофрукты, бульонные кубики и ВСЁ. Ну и спирту децл было...

Когда дождик кончился к вечеру, мы дошли до впадения Уллуесенчи в Кыртык , но силы после перекура ещё оставались и мы решили облегчить завтрашний день и ещё прошли. В запале начали искать место под палатку, когда совсем ноги уже не чапали и смеркаться начало. С небольшим трудом нашли, поставились, пожрали и отвалились спать....

Проснувшись утром, увидели яснейшее небо, красавец-Эльбрус и вообще было классно! На второй ходовой день увидели стадо диких баранов или козлов или хрен их там поймёшь, которые пронеслись в том месте, где Субаши выходит из под ледника. В общем в этом месте у нас и начались проблемы....

На карте Стасенко с нанесённым красным пунктиром маршрутом сам маршрут проходит только по правому берегу реки по ходу нашего движения из В. Баксана. Мы видели много мест, где тропа уходит на левый берег, но следовали чётко этой карте. В итоге упёрлись в скальные ворота-стену из которых вытекает Субаши и по правому берегу нет никакой реальной возможности дальше следовать согласно карте по правому берегу. К этому моменту уже и на левый берег перейти было нельзя, а возвращаться было влом. Поэтому было принято решение штурмовать склон слева от реки. Думали там будет уже перевал непосредственно. Час с лишним пёрли вверх. Когда забрались увидели какие то древние дороги на высоте. Мы о них читали. Действительно есть дороги укатанные под уровень породы на полметра-метр ниже. Они уходят под ледник на перевале и сходят с перевала на ледовое озеро под лёд. Поразились мы конечно. Кто мог тут так часто ездить до возникновения ледников? Видимо товарищ Стасенко прав в своих выводах о истории цивилизаций в Приэльбрусье.

Перевалы и гора Чарткара были слева и чтобы подойти к нужному нам перевалу Джикаугенкёз (Чаткара), нужно было спускаться с взятой нами высоты вниз, а потом опять брать этот же уровень и переть ещё на перевал потом. Тут у людей мнения о перевалах начали разниться. Все стали спорить и искать в карте то, чего им хотелось чтобы там было... = )) А может это первые признаки кислородного голодания начали проявляться... = )) Дело в том, что перевал Джикаугенкёз (Чаткара) 1 А, 3520 м, самый низкий. Подъём на него проще и спуск не особо сложный. Перевал Балык (1Б*, 3550 м). " Подъем на седловину этого перевала со стороны Субаши не представляет сложности. Спуск на запад идет по крутой осыпи, переходящей в снежно-ледовый склон (35°), где есть скрытые трещины. Логичность его прохождения сомнительна"(с).

В общем со стороны ледового озера на нём трещины, но почему то все стали утверждать, что надо на него идти. Ситуация осложнилась идущим снегом и вообще снега на перевалах было много и мы реально не могли их узнать. Они резко отличались от тех, что мы видели в каталогах и на фотографиях. Пойти к тому перевалу, который всем кроме меня показался самым удобным для переваливания, значит подвергнуться опасности провалиться в трещину не дай Бог и тем более мы были без кошек.

В общем подул ветер, пошёл снег и мы стали ставить палатку прямо на верхатуре на древней дороге, которая была заглублена в породу на метр с лишним в этом месте. Когда я забрался на бруствер, я увидел на соседней высоте какую то заброшенную шахту с отвалом выработанной породы. Копали чёто, панимашь... К ней идёт дорога снизу. Мы её пересекали сегодня, но в попыхах не придали этому значения, потому что там валялась сдохшая корова и рядом сидел здоровенный орёл... В общем пофтыкали мы на эти дивы дивные и завалились спать валетиком. Решили определиться с перевалом завтра на свежую голову. Завтра нам штурмовать перевал, спускаться с него, брать Пик Калицкого и уходить строго слева от речки Бирджалы-Су по максимуму....

//1//---> ( http://www.dombayinfo.ru/stories/history14102009_1 )


URL документа: http://site.ru/stories/history14102009