Летучий отряд им.Хайнца Грота

Нашли и поднялись – вот и все, что можно сказать про этот перевал. Красиво, немного страшно возле края одного из путей подъема… НО ВОТ СПУСК – это совсем отдельная тема. Во первых, предстояло спуститься на 1500 м. Крупная осыпь, крутая трава, дальше бурный ручей, становящийся все бурнее по мере впадения притоков и увеличения крутизны падения. Карты не давали шансов на спуск вдоль него, но мы попробовали…

 

После обхода то ли второго, то ли третьего водопада (а иногда просто шли по руслу), мы уперлись в отвесный сброс метров в 40. Витька влез на боковую скалу, глянул вниз, слез, глянул вверх… вариантов обхода и спуска не было. Нина сгоряча предложила подняться Витьке (он же альпинист!) вверх по боковому скальному склону, на репе затащить рюкзаки, а мы уж сами, свободным лазаньем поднимемся за ними и верхом траверсом ”куда-нибудь уйдем”. Как я смог их убедить отказаться от этой затеи – сейчас уже не помню. 500 метров вверх (по вертикали) по ручью возвращались молча и тяжко.

 

На высоте 2550 увидели двоих туристов. Они бодро шагали по нашему пути. Я кинулся им навстречу – вверх по ребру, разделяющему долины ручьев. Наверное, это те пермяки, о которых говорили челябинцы. Может они знают путь отсюда?

Да, это были те самые пермяки, и путь они знали. Точнее, знали то, что он есть. По их карте выше слияния двух ручьев направо траверсом уходила тропа, начинающаяся с высоты 2500 и заканчивающаяся почти в Хурзуке, проходя траверсом пару хребтов без спуска вниз. Я посмотрел направо и вниз – немного примятая трава была как раз на той высоте. Через 100 м. она исчезала – типичная звериная тропа к водопою. Оставалось только ВЕРИТЬ, что это – путь отсюда. Куда угодно. Начинающийся дождь разрешил все сомнения в пользу установки палатки. Витька и Monstr заработали ледорубами как типичные таджики, расчищающие арык кетменем. Площадка была под квартиру на двоих – через 10 минут уже можно было ставить там наши хоромы (Alexika Zamok 4M)

Настроение в команде было тухлое даже после ужина. Вторая неудача за второй день – хоть возвращайся. Но и вернуться было проблемой. Неожиданно Нина проявила интерес к картам:

– Так говоришь, у них на карте та же тропа, но они уверены, что путь вниз есть? Дай карту… Это что за лапки? А эти птички что значат? А почему эти линии такие волнистые… ух ты, да они еще и разных цветов… А ВОТ ЭТОТ ПУНКТИР ТЫ ВИДЕЛ?

Я был поражен – на сгибе карты пятнадцатилетней давности она УГЛЯДЕЛА (не зря делали операцию!) слабый пунктир, отходивший от этой тропы ВНИЗ параллельно реке – в миллиметре от нее. Координат на той карте, ессно, не было, но это была туристская километровка, а под рукой была линейка. Одна минута по долготе на широте 43 градуса будет 1852*cos 43°=1354 м. Восстанавливаем меридианы мест стоянки и начала спуска, прикладываем линейку… 19 мм, достаем сотовый, считаем – это на 1,4 минуты западнее. Все, завтра засекаем долготу при выходе (стояли в ложбине) и смотрим вниз, когда GPS покажет долготу меньше на заветные 1,4 минуты.

Ночью было тепло и дождливо. К пермякам, ставшим метрах в 50 выше мы не пошли. Какие-то некомпанейские они… smile.gif

”Теплая ночевка – к непогоде” сонно изрек Витька, когда я предложил всем вставать на завтрак. Наша стандартная Горячая Кружка Maggi (20 грамм, чуть больше 100 кКал) и чай с соленым сыром никогда не возбуждали аппетит, но позволяли идти часов 4-5, а то и весь день – в зависимости от обстоятельств. Дождь прекратился, и мы быстро собрали палатку. Мокрая она сворачивалась гораздо компактнее, вот только весила минимум на кило больше… Пермяки не выходили, только слегка колыхался наружный тент. Живы, догонят, если захотят.

Тропу мы делали им на совесть – вся вода с нее уже через 10 минут хлюпала у нас с Витькой в ботинках. Иногда попадались туры – это вселяло надежду. Шли настолько крутым траверсом, что без палок туда лучше не соваться. ”Ледоруб, кошки, веревка – вот без чего на Центральном Кавказе лучше не начинать поход… как я мог забыть это…” сокрушался Витька. В такой ситуации люди быстро становятся мудрыми.

Нашли речку, спустились к дороге на Ворошиловские коши. Пошел противный мелкий холодный дождь. И под ним пошли и мы. Шли часа два или три – не помню. Помню только, что дождь временами усиливался настолько, что просто тянул вниз рюкзак. У первого же коша нас встретил его хозяин, Руслан. Поговорили, я спросил, где можно обсушиться. Он указал на пустующий кош. Дорога к нему и двор заросли колючками и крапивой. Прорубились, открыли дверь, осмотрелись… Чисто, есть печка, рядом дрова, спички, половинка газеты. Ножом и руками наломал щепок, развел огонь. Протянули веревки, развесили ВСЁ. Ботинки сушили самыми разными способами, в том числе и таким:

Печка нам сэкономила кучу газа, высушила к утру все ботинки, дала тепло для ночлега – ГРОМАДНОЕ СПАСИБО ЕЙ И ЕЕ ХОЗЯЕВАМ! Правда, и дров пришлось пожечь прилично… даже пеньки диаметром до 20 см. сгорали меньше чем за час. Я всю ночь поддерживал огонь, вставая к печке, как только она угасала. Один раз почти проспал, пришлось раздувать угли.

У соседей купили молока, закипятили и выпили – замечательное молоко! К утру силы к нам вернулись полностью. Наступил четверг – день хорошей погоды, как сулил прогноз Гисметео…

И он оправдался, этот самый ненадежный прогноз из самого ненадежного источника. Еще ночью, выходя в очередной раз за дровами, я заметил, что воздух необыкновенно прозрачен, небосклон девственно чист, ветер отсутствует. В полукилометре от нас еще вечером была замечена группа туристов, палившая большой костер – видимо, тоже сушились. Ночью дым от их костра поднимался ровно вверх тонкой струйкой в лунном свете. Как потом выяснилось, это были те самые ”челябинцы из Миаса”, встреченные нами три дня назад. Они успешно прошли намеченные перевалы, спустились в долину Уллу-Кама, поднялись на ночевки под пер. Хотютау… и тут их настигли погранцы. А пропуск у них делала какая-то тамошняя фирма (“Молдова-тур”, как выразился пограничник, проверявший наши пропуска), не удосужившаяся вписать ”пер. Хотиутау”. В итоге их спустили в расположение погранотряда, всем выписали штрафы по 500 руб. и вытолкали в КБР через тот же ”пер. Хотиутау”. Где логика… особенно, если учесть, что по смыслу и букве приказа ФСБ РФ от 06.04.2007 N 153 сей перевал НЕ ВХОДИТ в погранзону. Впрочем, я уже привык к вольной трактовке на местах понятий ”включая” и ”исключая”, используемых в этом приказе.

Вышли в 07:50, высота 2300. Проходим контроль погранцов, ”зеленую гостиницу”.


На ней стоит группа детей из Питера с двумя бойкими… не могу себе позволить сказать ”старушками” – руководителями. Дамам явно под 60, но задора хватит на возраст вдвое меньше. Собираются туда же, куда и мы. ”С подходом, или сразу?” – их вопрос имеет очень простую подоплеку: мест для ночевки под перевалом хватит не на всех. А мы еще не знаем свои силы, отвечаем, да, с подходом, т.е. с ночевкой. Не знаем, одолеем ли подъем в 1250 м., затем проход по двум ледникам… ничего не знаем.

Но тропа очень легко выводит нас вот к этой красоте.

После таких видов идем, не думая ни о перепаде высот, ни о трудностях рельефа.

<--- ( http://www.dombayinfo.ru/stories/history17082009 )//2//---> ( http://www.dombayinfo.ru/stories/history17082009_3 )


URL документа: http://site.ru/stories/history17082009_2