Решили мы с товарищем произвести это сравнение – сели утром 19.08.2008 на автобус до Нальчика, пересели в Баксане на маршрутку до Тырныауза, поймали там такси до Верхнего Баксана и в 10:45 пошли пешком вдоль реки Кыртык, намереваясь за 5 дней обогнуть Эльбрус с востока на запад и побывать на обеих водах – балкарских и карачаевских.
15 лет назад мы уже пытались пройти от В.Баксана, но свернули на ледник Мукол ради озера Сылтранкёль. Не то чтобы ошиблись, просто просчитались со временем. У меня тогда начинался бизнес, нельзя было упустить важного клиента. Через год почти по той же причине не дошли до карачаевских вод из Карт-Джурта через озеро Хурлакёль. Сейчас я спокоен, как удав – ОТПУСК! Даже заложились на один запасной день (не пригодился).
Из навигационных материалов у нас были две карты-километровки района, выпущенные одним и тем же пятигорским предприятием аэрогеодезии в разные годы и для разных целей, а потому и имеющие разные названия одних и тех же перевалов и совпадающие названия разных перевалов Для решения спорных моментов взял свой старенький GPS и подготовленные фрагменты генштабовских километровок. Большое спасибо погоде, точнее, Тому, Кто ее делает – кроме дождя, града и молний никаких неприятностей не было. А ведь всего за пару недель до этого мы с Монстром в кромешных облаках заблудились в Домбае, а потом и в Архызе – но это тема другого рассказа.
Итак, вышли из такси (в сумме проезд из Пятигорска вышел по 250 руб. на человека) и пошли вверх по серпантину дороги над Кыртыком. Жарко, рюкзаки еще полные, первый подъем порядка 500 – 600 м., вода только через 3 часа. Пота вышло много – замечательно по конечному результату, но сам процесс радости не добавляет – это же не сауна, где всегда можно выскочить в прохладный бассейн.
Спуск, подъем, обход оползня, еще подъем… через 6 часов (час перерыва на обед мы себе все же позволили вопреки нашим правилам молодых лет) дошли на место первой ночевки при впадении р.Уллуесенчи в р.Кыртык. Высота 2316 м., поднялись на 800 м. Если учесть многочисленные спуски и подъёмы по дороге, то это – первый перевал
Природа Приэльбрусья в тех местах весьма скудна – на южных склонах трава, колючки, камни и суслики. На северных пока еще видны деревья. Варим гречку на газе (спасибо Паше за рецепт – газ сэкономили весьма здорово!), добавляем тушенки. Пока все это готовилось, снимаем усталость спиртом, разводя его по рецепту Дмитрия Ивановича. В честь ”первого перевала” (ну и Д.И., конечно же) пускаем зеленую ракету. Вдали возникает фигура из фильма ”Всадник без головы”. Т.е. голова есть, но на таком расстоянии не проглядывается. Лошадка медленно везет неподвижное тело, тело на нас никак не реагирует. Странно, раньше реагировали – просили спирт, сигареты, угрожали режимом Нац. Парка…
Второй день выдался самым сложным, но с утра мы это еще не знали. До перевала дотопали за 3 часа на овсяной кашке (Витя) и горячей кружке с видом куриных сухариков (я). Еще был чай и таблетки аскорбиновой кислоты с глюкозой. Перепад высот 940 м., хорошо, что без спусков. Вода по дороге есть почти до самого перевала.
Сам перевал богато украшен надписями из камней (не на камнях!). Выкладывают в основном названия городов, но одесситы еще и сложили якорь, а кто – то написал целое четверостишие. Масштабы каменного творчества впечатляют!
Спуск по хорошей тропе приводит к райскому месту слияния трех источников р.Исламчат. Идеальное место для ночевки, но впереди по описанию ”несложный перевал Исламчат, позволяющий сэкономить путь до Джилы Су на 6-7 км.”. Сколько километров всего, как попасть на этот перевал мы толком не знаем. На разных картах он находится по разные стороны горы Каракая, а по версии Генштаба единственный перевал в тех местах вообще не имеет названия. Встреченные внизу пастухи махнув рукой в сторону одной из скал добавляют ”потом направо”. И все. Хорошо хоть догадались в том райском месте поесть вермишели с куринным вкусом и сырокопченой колбасы, а то бы сил на следующие ДВА перевала у нас не хватило бы.
Высота перевала должна быть 2889 м. Мы доходим до 2900 и понимаем, что идем не туда. Уже полчаса как гремит гром, сверху по склону ползут тучи, из которых на нас то сыпется град, то хлещет дождь. Молнии предупреждают нас о неверности выбранного пути. GPS, линейка, карта Генштаба, китайский компас (северная стрелка КРАСНОГО ЦВЕТА) утверждают – мы премся на вершину г. Каракая. Витя предлагает чуть скорректировать курс и продолжить, но очередная молния прямо по курсу снимает его предложение. Спускаемся и почти заново поднимаемся на перевал. Нужную тропу мы по запарке приняли за оползень.
На спуске вдали видны строения Джилы Су. Витя кисло бубнит ”часа два еще идти”. В левую лопатку мне кто – то вбил гвоздь, у Вити рюкзак тоже перекошен – болит плечо, тоже левое. Вот ведь, школьные портфели вместо ранцев когда сказались…
Государственное лечебно-оздоровительное учреждение ”Эльбрус” при администрации президента КБР отвечает за функционирование и безопасность курорта Джилы Су. По крайней мере, это следует из бумаги, вывешенной при входе на территорию главного ”стойбища” для туристов. Здания МЧС (а также магазин и кафе – всем заведует одна девушка Мадина) расположены немного поодаль, еще особняком стоят очень новая и стильная гостиница и чья-то старая база, возле которой есть источник питьевой воды. Места много, хватает всем. Мы с Витькой устроились на краю вертолетной площадки, ничего не подозревая. Минут через 5 к нам подошли ребята и уведомили об этом. Услышав, что нам всего ночь переспать, ушли, пожелав приятного отдыха – завтра вертолета не будет.
Судя по часам, мы шли сегодня 10 часов. По карте 18-20 км. без учета восхождений. Дождь уже кончился, но просушиться не выходило – не было Солнца. В тех местах нет деревьев, поэтому о костре можно было забыть навсегда. Переоделись в сухое, поставили чай, развели спирт. Сыр, сухари, колбаса, лук – все шло в закуску. Когда созрел чай, я вспомнил, что кто – то рассказывал мне, что альпинисты для согрева добавляют столовую ложку спирта на кружку чая. Мы налили. Выпили. Заснули – никто не помнит, как и когда. Проснулись в начале второго ночи, закрыли палатку, повеселились, назвав себя ”Компания Алко-Тур”. Такой смеси мы еще не пробовали – никому не советую повторять. Правда, усталость прошла.
Утром решили дать себе полудневку отдыха. Я в тех местах впервой, Витька уже третий раз или более, так что он был гидом, а я – восторженным экскурсантом. Посмотрите налево-направо-вниз-вверх это водопад Султан, это просто водопад, это ”карандаши”, там каменные грибы, там ванны, там камень Эммануэля (не увидели мы его), вот дорога на Тырныауз, вот – на Кисловодск, вот перевал, который Серега не проехал на ГАЗеле, вот пер. Каяэшик…. И НАД ВСЕМ ЭТИМ ВОЗВЫШАЕТСЯ КЛАССИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЭЛЬБРУСА.
Кстати, о транспорте. С рюкзаками там мы были в абсолютном меньшинстве. Нормальные люди приезжают на любом реальном 4х4 – буханка, Нива (любая), УАЗик, ЛэндКрузер, Хаммер – проходят без проблем. Было что – то еще от мицубиси, но наш домашний ”недоджип” Airtrack (правый вариант OutLander’а) там не был замечен Очень жаль…
Люди приезжают, ставят тенты, палатки, домашние кухни, шатры – все, на что горазды. Одна парочка привезла две кроватные сетки и втащила их в палатку – Витя снимал на камеру этот сюрр. Помнится, я по молодости взял в поход по Подмосковью обычный матрас, поскольку пообещал людям, что будет надувной, но в последний момент он куда – то исчез. Уже в метро на меня смотрели как на пациента Кащенко
Сходили, посмотрели на ванны, на источник полезного для глаз нарзана, на водопад Султан. Три года назад на ванны Джилы Су сошел сель. Он снес автомобильный мост, заполнил все ванны, сбил трубу водоснабжения, изменил рельеф курорта. Одну ванну откопали, теперь она заполнена людьми фантастически плотно. Собственно, лечением мы не интересовались – в Пятигорске и просто на КМВ этого (плюс лечебные грязи) хватает, причем в гораздо более приятных условиях.
Мадина закончила кормить завтраком МЧСников, открыла магазин. Взяли мы с Витькой хлеба, сахара, полторашку пива, пошли на свою вертолетную площадку, где оставили сушиться одежду и обувь. Все на месте. Легли и потягивали пивко с видом на Эльбрус. Кайф….однако, пора было подумать и о продолжении похода…
Курортные развлечения забрали у нас часа 3-4 драгоценного утреннего походного времени. Когда Солнце еще не жжет, а ласкает, когда ничто не предвещает ОБЯЗАТЕЛЬНОГО послеобеденного дождя. Однако, они же нас и спасли – это стало очевидным к вечеру.
Собрали мы рюкзаки, и Витя решил продолжить свою миссию экскурсовода. Мы пошли не тем путем, который предписывался “сказкой” 1999 г. (с некоторых пор я все описания маршрутов более чем 3-х годичной давности называю “сказками”), а его вариантом. И ничуть не пожалели. Буквально в 10 минутах подъема от нашей стоянки есть природное образование “Каменная пробка” – нечто наподобие Чертовой мельницы в ущелье р.Аманауз, только гораздо более впечатляющее. Сначала ты спускаешься по тропе со склона, потом через 10 метров надо подниматься на другой склон. И тут понимаешь, что идешь по мосту через р.Кызылкол на высоте около 20 м. Слева ревет водопад Султан, а ты идешь НАД НИМ. Ну, чуть до него, метров за 10-15, но из–за высоты это почти не чувствуется. Как кот по острым верхушкам дощатого забора
Причем можно спуститься метров на 2-3 ниже тропы, увидеть низ этой пробки – просто камни легли друг к другу и закупорили теснину водопада.
Дальше выходим на гигантский луг урочища Ирахиктюз (2550 м.) – километр на километр футбольного поля. Справа египетская пирамида горы Сирх (3098 м.) с винтовой дорогой прямо по ее склону, слева – Эльбрус. Навстречу периодически попадаются несуны воды из “серебряного источника” (кто помнит подобные в Терезе или по дороге на Архыз, тот поймет). Витя говорит, что источник где – то в районе видимых издалека гигантских палаток, но сам к нему не ходил. Расспросы несунов дают более точные ориентиры, а вскоре выясняется, что ручей, весело журчащий слева по ходу, берет свое начало как раз из этого источника. По нему доходим до этого природного чуда – прямо из земли бьет фонтанчик и наполняет чистой холодной водой природную каменную ванну глубиной полтора метра. Раздеваемся догола и купаемся по очереди. Витя замечает трех женщин, терпеливо ожидающих конца наших процедур на расстоянии около 50 м. Сворачиваемся. Женщины подходят – они “местные” (смотрительницы ванн Джилы Су), купаются здесь каждый день, самая боязливая – три раза, самая отчаянная – до 10 за день. Будут вечно молодыми и вечно здоровыми
Большие палатки рядом оказываются фантастическим лагерем наподобие того рая, куда герои фильма “Кин-дза-дза” прилетели и где кое-кого сразу превратили в кактусы. Где нельзя было дышать без противогаза, чтоб не испортить местный воздух. Белые кемпинговые ПАЛАТЫ окружают бассейн, высотой метра полтора и диаметром метров 5-7. За ним стоит не менее белая палатка типа пивной Балтики. Людей мало, они НИКУДА НЕ ТОРОПЯТСЯ – ни купаться, ни кушать, ни даже отдыхать
Чуть поодаль стоят три вагончика Кисловодского МЧС, далее - огороженный проволочным забором палаточный городок неизвестного происхождения – только реклама Российских Авиалиний выдает в нем московское происхождение. Просто, отдельными группками стоят палатки туристов. Тишина, покой, расслабуха… РАЙ.
Первые же опрошенные нами туристы оказались из Пятигорска, соседями по району меньше, чем в километре от меня живущими. Напротив них была группа тоже из Пятигорска, но от них не зависящая. Руководитель группы, приятная женщина, толково рассказала про путь и ориентиры перевала – они только что оттуда пришли, правда не тем берегом реки. Так что переправа – наше дело. И мы пошли вверх, на следующее урочище Ирахиксырт – подъем почти 500 м. Впереди сверкали молнии и шел дождь, мы следовали за ними в километре – вот что нам дал утренний оттяг.
Слева по ходу находился природный аэродром. Его использовали немцы в 1942 г., за него балкарцев выселяли в 1944-м. Интересное зрелище, но молнии, бьющие в землю по твоему курсу на плоскогорье привлекают внимание гораздо сильнее Тем не менее, пастух рядом с нами сидел на лошади без всякой опаски. Он просил нас не пугать баранов, чтоб они не ушли на аэродром – там он их уже не поймает. Вскоре причина его хладнокровия была разгадана – молнии били в одно и то же место недалеко от тропы. Там стоял молниеотвод. Спасибо тем, кто его сделал.
Еще часа два пути и мы становимся на стоянку на высоте 2950 м. – последнюю на балкарской стороне. Завтра будет переправа через р.Кызылкол, перевал Балкбаши (3691м.), завтра мы будем в карачаевских Джылы Суу… завтра… а пока – спать.
//1//---> ( http://www.dombayinfo.ru/stories/history25082008_2 )