ДОМБАЙ ИНФО-все о туризме в КЧР(Курорты Домбай, Теберда, Архыз, Эльбрус, Мед. водопады, Адиюх, Кубань, Лаба)

Главная    Горнолыжный сезон 2015    Адиюх    Теберда    Архыз    Медовые    Кубань    Заказ и оплата    Поиск    Клуб    Связь    Карта сайта
Главная / Истории / Верхний Баксан-Ирахиктюз. Встреча команды БАСК у базы МЧС

Верхний Баксан-Ирахиктюз. Встреча команды БАСК у базы МЧС

Опубликовано: October 14, 2019, 2:30 pm

А перед сном решили по грамульке чиста для хорошего сна. Высота уже более-менее. Выпили буквально по 2 пробки спирта в оздоровительных целях. Да и то не все…

Когда проснулись, и выползли из палатки, обнаружили всё вокруг в снегу, лёд панцырем на палатке...Пока кряхтели, собирались, харчевались и водили жалом, всё вокруг заволокло туманом и наша вчерашняя вечерняя надежда с утра разобраться с перевалами и картой превратись в ничто. Всё вокруг как молоко белым бело. Можно только по памяти идти. Решили идти по этой дороге, на которой мы стояли ночь на ближайший не рекомендуемый перевал Балык, а не Джикаугенкёз , чтобы обойтись без проблем с поиском и чтобы не терять нервы и время на поиски и споры.

Только выступили, как по заказу повалил снег, который вперемешку с туманом вообще превратил наш штурм перевала в достаточное испытание. Одели мы дождевики и маски. Когда я забрался на перевал, получил порыв ветра такой, что чуть не сдуло обратно в В.Баксан. Но это было ещё ничего, по сравнению с тем, что мы оттуда увидели. Ползя на перевал, надеялись увидеть хотя бы очертания Пика Калицкого или Эльбруса. Но мы не увидели ровным счётом ничего. НИЧЕГО. Это было шоком. Да ещё ветер штормовой со снегом. Только по памяти и карте можно было примерно определить направление. Всё сливается, бело как молоко и непонятно где трещины и ямы. Даже высота спуска непонятна. В общем ужас! Да ещё без кошек.

Совещались и решались на спуск минут 15-20. Только стали надевать рюкзаки, как буквально в сказке секунд за 10 выглянуло солнце и на пару минут открылся Пик и Гора. Пик оказался дальше визуально, чем мы предполагали, да ещё речка в леднике обнаружилась прямо под нами. Впрочем с высоты река нам показалась ручейком. А зря. И самое жёсткое то, что спуск с перевала был гораздо больше и круче, чем я ожидал, читая описания и смотря фото (Спуск на запад идет по крутой осыпи, переходящей в снежно-ледовый склон (35°), где есть скрытые трещины. Логичность его прохождения сомнительна (с). Но любоваться, размышлять и оценивать нам долго не дали. Опять так же как по мановению волшебной палочки всё закрылось и мы начали спуск.

Спускались сначала по траверсу по припорошённым снегом камням, потом просто по снегу. Скорость спуска очень мала из-за сложности, опасности осыпания и крутизны склона. Где то через минут 30-40 спуска зашли в такую крутую точку, что дальше не сил ни возможности без кошек и ледорубов спускаться по траверсу уже не было. Но это застряли только мы с Лёхой. Саня вообще перестал пытаться идти где то высоко и стоя втыкал на нас с верху. У него вообще всё было плохо, потому что парень в таких местах первый раз и давая ему список необходимого снаряжения мы смогли проконтролировать его только на маршруте. Но было уже поздно. Он не взял ботинки! Никаких не взял! Только кроссовки. И в этом он пытался спуститься по сыпухе, льду и снегу с крутого перевала. В общем чем дальше, тем страшней. Никаких хороших мыслей и новостей.

Шли вперёд только потому, что назад уже идти было невозможно, а сидеть на месте холодно. Когда застряли под большим камнем, я простоял на двух неустойчивых камнях, чтобы они не ушли вниз вместе со всей грудой камней и нами минут 10, устал, решил, что будь что будет, и убрал ногу. Слава Богу камни остались на месте, но дальше лезть по траверсу вниз было неохота и мы от потери сил просто стали шагать вниз на пятках по снегу как по лестнице. Это оказался суперспособом! Очень быстро и эффективно на снегу и очень мелкой сыпухе на крутых склонах. Просто врубаешь ногу пяткой в снег и идёшь чётко вниз как по ступенькам, а не змейками по траверсу вниз. Тут выглянуло солнце и даже стало жарко. Намазались кремом от солнца. Саня был далеко наверху, но солнышко его как то вдохновило и он потихоньку начал сползать вниз. Потихоньку мы спустились вниз. И вовремя. Потому что как раз в это время сверку сорвались 2 камня и с грохотом слетели вниз, захватывая другие камни и снег. Пронесло. Саня видимо от увиденного и от того, что он устал долго спускаться, сел на рюкзак и поехал вниз как на санках. Слава Богу, что с места его старта и ниже до нас было уже чуть полого, чем с начала спуска с перевала.

Приехав к нам, стоящим с открытыми ртами и молча наблюдавшими это шоу, Саня получил выговор в жёсткой форме. Правда без занесения в грудную клетку... = )) Передохнули, проверили рюкзаки попили водички, которую набрали ещё перед перевалом из маленького ручейка пополам с песком. Другой воды мы не пили со вчерашнего вечера, т.к. как вчера забыли набрать перед большим подъёмом к месту ночёвки, а там никакой воды не было...

Перед тем как выдвинулись к Пику, посмотрели туда, откуда мы спустились и охренели. Это было практически стена. Вот это мы! А самое обидное было то, что перевал, по которому мы должны были спускаться но не нашли его из-за карты, тумана и снега был даже визуально гораздо ниже и спуск пологий.

Ну хрен с ним! Поехали дальше...Читая описания и комментарии маршрутов, видели в описаниях, что в этом месте при заходе на ледник Джикаугенкёз нужно держаться правее из-за ледовых болот.

Ну правее и правее. Правее же-это же не НАПРАВО. Вот и пошли по небольшой дуге правее на Пик, который был прямо почти строго впереди. Правда мы его опять не видели из-за сменившего солнце тумана. Подо льдом усиливалось журчание и минут через 7 мы подошли к прорезавшей ледник метра на 4-5 вглубь реке. Сверху с перевала она нам представилась ручейком и значения мы ему не придали никакого. А тут мощное клокочущее течение, которое нам было не понятно пока как преодолеть. Сняли рюкзаки, стали думать. Тут Лёха вспомнил про верёвку, которую он тащил от самого дома. Сразу стало повеселей как то. Стали убеждать Саню, что он как самый молодой и лёгкий должен перепрыгнуть речку первым с обвязкой верёвкой. Он долго особо не сопротивлялся. Обвязали Саню, взяли верёвку для того, чтобы если он не дай Бог не допрыгнет или поскользнётся, мы могли удержать его страховкой.

Саня разбежался, оттолкнулся и сиганул так что пересёк реку да ещё приземлился на метр дальше обрыва на другом берегу. Класс. Воодушевились. Саня перетащил верёвкой все рюкзаки и мы стали обвязываться по очереди и прыгать с разбега через реку. Всё прошло уверенно и благополучно видимо и оттого, что деваться больше было некуда.

Стали опять продвигаться по правой дуге к Пику и попали не просто в ледово-снежные болота, а в хреново-огромные ледово-снежные болота. В общем в описании надо было писать не "правее", а НАПРАВО. Идти надо НАПРАВО, примыкая к скальным хребтам до морены, а оттуда по льду, перешагивая мелкие ручейки без проблем к Пику. Собственно мы в том году и шли вообще без проблем от Джилы Су через эту морену на Пик. Тогда я и не мог предположить, что есть по направлению к п. Былык эти болота. Дело в том,что ледовое озеро имеет какую то выпукло-вогнутую форму в разных местах. И ближе к Эльбрусу всё стекает к реке Бирджалы Су и там нет ледовых болот и идти можно по льду как по мостовой, а ближе к п. Балык всё стекает в другую реку. А где то посередине и ближе к горам, окаймляющим ледник-болота. В общем попали мы в эти болота по колено. Вымокли и замёрзли. Пик тут открывался только чуть в тумане на пару секунд и мы реально иногда опасались потерять правильное направление и уйти куда-нибудь в тумане по неправильной дуге или спирали. В общем через час блужданья в тумане по колено в ледяном болоте народ начал поддавливать меня и убеждать в необходимости уходить не на Пик и дальше прямо сразу к МЧС в Ирахиктюз, а в Джилы Су и от туда в Ирахиктюз. Тут людям на нервы давил именно ТУМАН. И на втором месте - ледяная вода иногда по колено.