Сны вблизи ледника на кусочке пенополиуретана 100*60 см. по любому долгими не бывают. Тем более, что предстояла переправа, которую лучше сделать пораньше, пока уровень воды не поднялся. Вечером после дождя река грозно ворочала камни, и нам пришлось долго искать место для утренней переправы. Нашли – где река разделяется на 4 рукава, в 800 м. выше стоянки. В 07:30 переправились – воды чуть выше колена. Перпендикулярно реке, метрах в 200 выше по вертикали нашли тропу – по ней и пошли на перевал. Шли – шли… и дошли. За 3 часа (от выхода), почти не напрягаясь. Часто останавливались – наслаждались видами совсем близкого Эльбруса и ледника Уллучиран – уже под нами внизу слева.
Последняя вода на маршруте есть по траверсу перевала Ложный Балкбаши – это практически половина пути после переправы. Потом – только в углублении большого камня (глубокая лужа дождевой воды) прямо на тропе. Конечно, в июне-июле должны быть снежники, в том числе и на перевале, но во второй половине августа их уже нет. Хилый остаток последнего из них виден слева от перевала, но попытка отыскать его наверху, ни к чему не привела. Впрочем, от жажды мы не страдали, наверное, уже привыкли. Не было ни пота, ни мышечной усталости. Легкое головокружение выдавало высоту под 3700м. – зимой это верхняя станция канатки на Эльбрусе. Я катался и выше, а Витька вообще альпинист. Возможно, спасали таблетки аскорбинки с глюкозой.
Перекусили наверху, осмотрелись, прочитали сказку. Надо было читать внимательнее, ибо путь спуска мы выбрали просто адский. Точнее, это он (путь) выбрал нас. С Западного ребра Эльбруса начинается речка Балыксу (балык – рыба, су – вода… как только мы не костерили эти слова!), впадающая в километре по вертикали ниже в р.Битиктёбе, на которой и находятся карачаевские Джылы Суу. Вот этот километр ВЕРТИКАЛИ по руслу, заваленному крупными и мелкими ”живыми” камнями мы и проскреблись часа за два. Чудом ни одно из наших падений не закончилось травмой. А нормальная тропа начинается метрах в 80 северо-западнее перевала и идет по гребням прилегающих гор. Единственный ее минус, как я понимаю – там нет воды. У нас она была под ногами Какой идиот поставил туры, по которым мы пошли – не знаю. Не уверен, что они остались после нас …и были ли они в действительности…
Около 14 часов мы дошли до Джылы Суу. Спросили у местного на вид бородача где стать, он показал на поляну с нарзаном – там и стали. Народу – кот наплакал. Человек пять из Калмыкии (в том числе и тот бородач), двое мужичков из Черкесска, художница из Пятигорска и какая–то молчаливая вязальщица носков. Поодаль стоит гостиница, где живут человек 15, есть еще кош, но никто носу не кажет.
Поели, выпили, пошли на экскурсию. Да, захватили с собой полотенца, информированные о том, что ванна вот – вот освободится и на очередные 15 минут она будет наша. Больше не рекомендуется, но мы еле выстояли эти 15 минут, постоянно вспоминая вслух генерала Карбышева. Сквозь стеклянную крышу капал дождь, небо заволокли тучи. Возможно, при теплой солнечной погоде эти источники действительно ”джылы”, но не в это время. Потому там и было малолюдно. Говорят, пик посещаемости приходится на период со средины июля по средину августа. Мы же попали на ”бархатный сезон”
Ванна там не одна, их три, но…. Благодаря наличию коша метрах в 300 выше, ванны ”принимают” не только люди. Вот что бы стоило устроить ограждения с вращающейся вертушкой и ступеньками, как это делают всегда, когда хотят разграничить пути людей и животных? Ну а раз нет, имейте результат – загаженные подходы ко второй ванне и плавающее дерьмо в третьей. Дорожка к нарзану тоже минирована, так что ночью туда лучше не ходить. И все это – на фоне великолепного оформления ванн и текстов, выбитых на черном мраморе. Даже немного напоминает фешенебельное кладбище , если бы не коровьи ”следы”.
Пообщались с соседями - Витька выиграл в нарды у черкесов 2:1, я поболтал с художницей об общих знакомых, (кстати, даже не спросив, как ее зовут). У калмыков узнали, что путь до Хурзука 18 км., автобус в Карачаевск уходит вроде как в 13 часов. Допили литр спирта под остатки ”цивильной” закуски, спокойно заснули.
Утром Витька засомневался – он помнил, что автобус уходил в 12 часов. Как то ему пришлось чуть ли не бежать из Узункола на этот автобус, а альпинисты ой как не любят даже ходить по горизонтали Ну так пошли, нефиг ковыряться в тапках, подгонять лямки – все равно устанем, хоть оно и вниз идти. Я помнил с 1994 г., что там дорога массу раз переходит с берега на берег, кажись, мостов 10 или 11 надо пройти. Стартовали в 07:35. Через час нас догнал грузовик с отъезжавшими из гостиницы отдыхающими. Водитель на нашу просьбу подвезти сказал, что как решат пассажиры, набитые в кузов довольно тесно. Те молчали. Я сказал ”клиент всегда прав” и они укатили дальше, а мы снова пошли пешком. GPS показывал нашу текущую скорость порядка 6,5-6,8 км./час. – вскоре мы их догнали Перед самым первым мостиком они вышли из кузова – уж больно хлипок он был на вид. Но не для нас, срезавших серпантин напрямую Тут уже они предложили нам сесть, но я отказался из принципа. И очень правильно сделал, ибо вскоре наша средняя скорость резко снизилась - вокруг пошла малина, земляника, брусника.
В Хурзук мы вошли в 11:30. Автобус оказался на 13:00, пришел в 13:17 – все это время мы пили пиво, переодевались, рассматривали местный транспорт (есть очень чудные экземпляры), звонили и отвечали на звонки – есть Мегафон, конец уединению.
ЭПИЛОГ
Подводить ли ”технические” итоги? Не знаю, мне совсем не по душе чисто спортивный туризм (дни, километры, категории). Гораздо больше нравится пройтись в первый для себя раз по незнакомому маршруту, либо сводить кого-либо в красивое место, где сам когда-то был. Уже несколько лет мы с Витькой так и поступаем – сначала сами (плюс моя жена, но в этом походе она не смогла быть) роем маршруты, а потом приглашаем на них и другую компанию. Раньше наш коллектив был еще больше, но годы идут, альпинисты и туристы становятся садоводами
И все же, для тех, кто пойдет этим маршрутом, дам самый главный совет – начинайте день пораньше. Погода летом, особенно в самые жаркие дни имеет тенденцию портиться часам к 13:30 – 14:30, так что успевайте сделать самую главную часть дневного пути при хорошей видимости. Кроме чисто технической стороны дела (не заблудитесь, либо успеете исправить ошибку) это еще и приятнее – видеть вокруг красивые горы, а не клочья тумана.
Это касается и самого первого дня – уж лучше его использовать как полноценный ходовой день, чем пытаться искать ночлег за околицей села. Соответственно надо выбирать и транспорт. Нам было проще – из Пятигорска до Верхнего Баксана всего 140 км. Тем, кто едет на поезде, рекомендую ехать на владикавказском с выходом в Прохладном – как раз есть автобус прямо до В.Баксана (он идет и дальше, до Терскола). Ну а любителям самолетов уж точно придется экстремалить в первый же день. Помнится, мы с Витькой начинали один поход от Теберды в 22:00. Наутро оказалось, что в дерьмо мы палатку не поставили, а вот рюкзаки – таки да
Четыре ходовых дня занимает этот маршрут. Еще день – отъезд из Джылы Суу, это кто как сможет, куда кому надо. Можно и меньше, но тогда снижается эстетическое содержание. Можно и больше – сколько кому хватит сил тащить продукты
Тем, кто пойдет – задавайте вопросы по ориентирам, картам, координатам в личку. Здесь пусть будет эстетическая сторона путешествия – ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ!
<---//2//--->