Археологические исследования, проводившиеся на территории нынешней Карачаево-Черкесии, показали, что верховья Кубани осваивались человеком много тысячелетий тому назад. На протяжении веков в этих местах существовали и сосуществовали племена, народы, цивилизации, подлинные названия которых в большинстве своем ушли в прошлое, и вряд ли когда-либо станут известны науке. Отсутствие письменных памятников также не позволяет ученым установить, как они себя называли.
Тем не менее надо было изучать этот древний период и выход нашли археологи. Они дали свои наименования – по форме погребального сооружения или местонахождению памятников, оставленных этими племенами. Так появились на свет ямники, катакомбники, срубники, майкопцы, северокавказцы, кобанцы.
В рассматриваемой период (3 тыс. до н.э.) в верховьях Кубани обитали племена Майкопской культуры. Свое название она получила от древнего погребения, раскопанного в 1897 г. в Майкопе археологом Н.И. Веселовским. Дальнейшие археологические изыскания очертили территорию проживания племен Майкопской культуры. От Таманского полуострова на западе, до современной Чечни на востоке. Специфической чертой погребального обряда «майкопцев» была курганная насыпь над захоронением.
Курганы возводились для того, чтобы, при далеких перекочевках с пастбища на пастбище со стадами, не потерялись могилы усопших.
На территории Карачаево-Черкесии наиболее значительным памятником «майкопского» времени считается курганная группа близ г.
Усть-Джегута. В хозяйственной жизни «майкопцев» большое значение имело подвижное скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство. Для верховой езды использовалась лошадь. Об этом свидетельствуют бронзовые псалии, найденные в зоне распространения майкопской культуры, в том числе и в Карачаево-Черкесии (например, курган у а.Кубина). Значительный успех был достигнут в производстве предметов быта, оружия, украшений. Наряду с каменными мотыгами для обработки почвы и кремневыми стрелами, каменными топорами-теслами встречаются и предметы из меди и бронзы. Как указывает исследователь
А.Л. Нечитайло майкопские мастера умели обрабатывать драгоценные металлы золото и серебро.
Формирование майкопской культуры было связано с проникновением на Северный Кавказ степных кочевнических традиций, бытовавших в евразийских степях. Это проникновение способствовало взаимовлиянию горной кавказской и степной культур. Учеными отмечен факт весьма существенного участия в формировании майкопской культуры переднеазиатских цивилизаций, также как и местного населения. На это указывает значительная часть майкопской керамики и украшения. Кроме того, исследователи полагают, что пришельцы из Передней Азии привнесли в местную среду элементы языка и письменности. Майкопцы были знакомы с шумерской или эламской иероглификой рубежа IV-III тыс. до н.э. Дальнейшее свое развитие майкопская культура получила в преемственной ей Cеверокавказской культуре. Северокавказская культура сложилась на основе майкопской в конце III тыс. до н.э. Племена-носители Северокавказской культуры населяли в основном предгорные и горные районы Северного Кавказа. Так же, как и их предшественники майкопцы, северокавказцы придерживались курганного способа захоронения, однако, со временем, перешли к захоронению в каменных ящиках. Последний тип погребений, на протяжении многих последующих веков, стал самым распространенным на Северо-Западном Кавказе.
На территории Карачаево-Черкесии северокавказские курганы открыты у г. Усть-Джегута, селения Дружба, аула Адыге-Хабль и др. местах. В основе хозяйства северокавказцев было скотоводство. Широко культивировался как мелкий, так и крупный рогатый скот. Особое приоритетное место принадлежало лошади. Животноводство носило отгонный характер. Скот в летнее время выгоняли на высокогорные луга, а на зиму перегоняли на равнину. Так оформлялось, характерное для Кавказа, так называемое «яйлажное» (отгонное) скотоводство. Земледелие в хозяйстве северокавказцев в целом играло подсобную роль. Использовались в основном мягкие почвы речных долин и равнинные участки, которые легко было обрабатывать каменной или медно-бронзовой мотыгой. Для уборки хлебных злаков применялись деревянные или костяные серпы с лезвиями из кремневых пластинок, реже бронзовые серпы. У племен северокавказской культуры получили дальнейшее развитие металлургия, металлообработка и керамическое производство. Северокавказцы отливали бронзовые орудия труда, оружие и украшения. Широко использовалась проковка предметов, после их отливки. Главным металлургическим центром всего Северного Кавказа являлись верховья Кубани и Большого Зеленчука.
Преемниками северокавказцев являются племена носители Кобанской культуры. Эта культура существовала на Северном Кавказе в ХII-IV вв. до н.э. и стала известна после открытия в 1869 г. Кобанского погребения (наименование получено от осетинского селения Верхний Кобан). Дальнейшие археологические находки очерчивают территорию распространения кобанской культуры на довольно обширной территории высокогорий, предгорий и равнин Центрального Кавказа. Кобанские древности частично отмечены и на Западном Кавказе. Кобанская эпоха характеризуется дальнейшим экономическим развитием северокавказского населения. Кобанцы достигли высокой степени мастерства в изготовлении и обработке изделий из бронзы и, на рубеже VII-VI вв. до н.э., начали производство железных орудий. Изделия их были настолько совершенны и великолепны, что, уже в первые годы открытия памятников кобанской культуры, они попали в крупнейшие музеи России и Европы. Это и бронзовые топоры с двойным изгибом, богато орнаментированные чеканкой и гравировкой с изображением оленей, волков, змей, солнечных лучей, это и кинжалы с прекрасной отделкой, а также всевозможные предметы домашнего быта. В то же время продолжало развиваться земледелие и скотоводство.
Наряду со сравнительно высоким уровнем социально-экономического развития, кобанская эпоха ознаменовалась и формированием древнего пласта знаменитого нартского эпоса (сказаний о чудо-богатырях Нартах в их борьбе с чудовищами Эмегенами). К этому же периоду восходит общий для народов Северо-Западного Кавказа языческий пантеон, элементы которого сохранились до позднейшего времени: балкарцы, карачаевцы, осетины, сваны, абхазцы почитали божество Апсаты (Афсати); карачаевцы, балкарцы и адыги божество Шыбыла (Шиблэ).Как видно из вышеприведенных параллелей и общности героического нартского эпоса, некоторые северокавказские народы еще со времен кобанской эпохи (а возможно и с более раннего времени) сохраняют общие культурные традиции.
На протяжении столетий носители кобанской культуры не жили изолированно, а соприкасались, взаимодействовали, переживали процессы взаимовлияния и смешения с другими этносами. Так, на землях кобанцев у современных аулов Карт-Джурт, Учкулан, Теберда, Сары-Тюз, Индыш и других местах обнаружено большое скопление предметов труда, быта, оружия типичных для киммерийцев, степного народа, известного по ряду письменных источников. Такое скопление киммерийских находок на территории Карачаево-Черкесии и других районах Центрального Кавказа свидетельствуют об интенсивном проникновении степных элементов в местную среду. В свою очередь на степных просторах Предкавказья, Подонья, Крыма, Украины, Приволжья и даже Прикамья археологами найдены виды оружия и украшения кобанского производства. Кроме того, кобанцы участвовали во всех переднеазиатских и закавказских походах степных племен. Это положение учеными высказывалось неоднократно и в 1988 году было подтверждено обнаружением (в местечке Клин-Яр, что под Кисловодском) воинского снаряжения степного типа и, в том числе, бронзового ассирийского шлема (VIII-VII вв. до н.э.).
Начиная с VII в. до н.э., после вторжения Скифов на Северный Кавказ, в кобанской культуре появляется еще больше степных элементов. Влияние скифов на автохтонов, было столь значительным, что после VII в. эта культура получила название позднекобанской. Скифы привнесли в этот регион богатую культуру, представленную поселениями, городищами и курганами. Отец истории Геродот (484-425 вв. до н.э.) так описал погребальный обряд скифов:
«Когда умирал вождь, то убивали его дружинников и жен, а также целые табуны лошадей. В погребение клали массу золотых и серебряных вещей, бронзовые изделия, сосуды и прочее. Над захоронением насыпался большой курган». Описанию Геродота точно соответствуют подкурганные захоронения, исследованные на Северном Кавказе, в том числе и в Карачаево-Черкесии (на южной окраине селения Дружба). В центре кургана VI в. до н.э. была обнаружена каменная гробница с погребением мужчины с конем. Курган был ограблен в древности и экспедиции достались только две золотые вещи -трубочка от конского султана и пуговица от конской упряжки. Эти вещи выставлены в экспозиции республиканского музея в г, Черкесске.
Памятники скифского времени имеются также у селения Жако, Кызыл-Кала, в Домбае, в местности Уллу-Баганала (в Малокарачаевском районе) и в других местах. О пребывании скифов в регионе свидетельствуют и другие источники. Так, Плиний, автор «Естественной истории» писал, что скифы называли Кавказские горы «Кроуказ». Геродот передал скифскую легенду о том, как на землю скифов упали с неба золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Прямая аналогия этой легенды обнаружена в астрологических воззрениях карачаевцев и балкарцев.
В самом конце кобанской эпохи в IV в. до н.э. на Северном Кавказе появляются сарматы. Одному из позднесарматских племен в последующем пришлось сыграть важную роль в формировании карачаевцев. Название этого племени известно почти 2000 лет – Аланы.