Проехав поселок Даусуз и поселок Нижняя Ермоловка, слева по ходу движения мост чрез реку в поселок
Нижний Архыз. Здесь находится автостоянка от которой недалеко расположено само Нижнее-архызское городище. Справа, напротив городища, на горе Мицешта, находится уникальный памятник, наскальный
Лик Христа. Проехав через мост в поселок
Нижний Архыз (или Буково), можно подняться вверх по асфальтированной серпантинной дороги до обсерватории САО РАН.
Нижне-Архызское городище находится на правом берегу Большого Зеленчука, возле городка астрофизиков. Уже с дороги (на 22-м км от станицы Зеленчукской) видны два хорошо сохранившихся храма. Протяженность городища 2,5 км. Выделяются три улицы с развалинами домов и хозяйственных построек. Кроме храмов обнаружены следы множества часовен, захоронений. Полагают, что в Нижнем Архызе был религиозный центр Алании, а его северный храм служил кафедральным собором Аланской епархии. Известно, что при содействии Абхазии в 921— 925 гг. знать закубанской Алании приняла христианство, что сопровождалось строительством храмов в византийском стиле и первыми попытками создания письменности с использованием греческого алфавита.
Судя по раскопкам, Нижне-Архызский город в Х— XII вв. активно торговал с Византией, Ближним Востоком, русскими княжествами, Закавказьем. Отмечается высокий уровень ремесел. На Кавказе славились аланские изделия из железа, оружие, В городище обнаружена мастерская с уникальным для того времени горном. Золотые украшения, найденные при раскопках северного храма, отличаются мастерством изготовления, (клад хранится в Историческом музее в Москве).
Очевидно, город был и экономическим центром Алании. Он стоял на пересечении местных дорог. Выше по долине в 6 км от Нижнего Архыза от шоссе отходит вправо тропа в ущелье реки Кяфар. При впадении в Кяфар речки Кривой также сохранились развалины крупного аланского города. Другая дорога поднимается от Нижне-Архызского городища на хребет Ужум, пересекает его и спускается в долину реки Марух, где имеются развалины поселения; видимо, эта дорога шла дальше к Марухскому перевалу.
Расцвет Алании был недолгим. В 1222 г. в Предкавказье вступили войска Чингисхана. Терзаемые междоусобицей, аланы не смогли противостоять хорошо организованному войску. Часть алан ушла с победителями, другие, укрылись в защищенных ущельях и продолжали отстаивать свою свободу. Алания как государство перестала существовать. Есть сведения, что 10000 алан были приняты Византией, часть их обосновалась в Венгрии.
Окончательный удар не покорившимся аланам нанесла в 1396 г. конницей Тимура.
Монгольское нашествие перекроило этническую карту Северного Кавказа. Опустевшие предгорья заняли кабардинские племена (XIII—XVII вв.), в ущелья Теберды, Зеленчука и Большой Лабы пришли, перевалив через Главный хребет, родственные абхазам абазины. Остатки алан и половцев смешались с местными горскими племенами, образовав народности осетин, балкарцев и карачаевцев. По преданию, карачаевцы, пришедшие в Архызскую долину в XVII в., встретили там абазин и отступили. Сведений о том, что происходило в Архызе до начала XIX в., почти нет.
В 1802 г. майор Кавказской линии Потемкин посетил Закубанье, чтобы уладить дела с горцами. Абазинцы показали ему развалины нижнеархызских храмов. Эти храмы знали и черкесы, называвшие их «домами эллинов». Потемкину принадлежат первые зарисовки храмов и сохранившихся надписей.
В 1897 г. в Архызе побывал устроитель карантинной линии С.В. Ваганов. Он установил, что все высокогорные пастбища в верховьях Большого Зеленчука поделены: На водоразделе Аксаута и Маруха скот пасли карачаевцы и кабардинцы; на водоразделе Маруха и Большого Зеленчука—карачаевцы; между Большим Зеленчуком и Большой Лабой — кабардинцы, абазины, ногайцы. Старики говорили, что так было давно, и граница владений карачаевцев и абазин издавна пролегала по Большому Зеленчуку. На реке Архыз совершались торговые сделки. С южной стороны Главного хребта приходили скупщики крупного рогатого скота и баранов. В обмен приводили молочных абхазских коз и доставляли различные товары. Поселений в долине в это время не было. Ваганов отметил старинные фундаменты домов, на которых росли столетние деревья.